Андрей Гавриков
(Гомель, Беларусь)

ПРАВОМОНАРХИЧЕСКИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ И ПРЕССА В ЗАПАДНЫХ ГУБЕРНИЯХ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА XX В
Политическая арена началаXXв. в Российской империи ознаменовалась поляризацией политических сил. Сравнительно новое для империи явление партия начинает играть значительное явление. Различные партии использовали разные рычаги политического воздействия на население. Одним из таких методов воздействия являлась пресса.
Свои печатные органы имелись почти у всех партий они подразделялись на легальную и нелегальную, зарубежную и внутреннюю печать. Политическая пресса началаXXв. делилась как и партии на три уровня: общероссийская, региональная и локальная. В западных губерния (современная Польша, Беларусь, Украина, Литва, Латвия, Эстония) происходила поляризация политических сил, испытывая сильное национальное влияние интеллигенции постепенно переходящей на национальные позиции.
В политическую борьбу в западных губерниях включились и монархические партии, которые традиционно периодике и газетной агитации отдавали не последнее место.Первые периодические издания правого толка издавались культурно просветительской организацией «Русское собрание» в Санкт-Петербурге оно ограниченным тиражом издавало газету «Известия русского собрания» первоначально эта газета на территорию западных губерний попадала в не значительном количестве в основном она завозилась в центры губерний, где распространялась среди русскоязычного населения[1].
Существенно увеличился тираж «Известий русского собрания» с открытием отделов «Русского Собрания» в западных губерниях. Если в центральных губерниях он выходил два раза в год то в западных губерниях иногда выходил третий номер, освещающий события региона.
Правые газеты преимущественно издавались в западных губерниях на русском языке и ориентировались на русскоязычное население. Правые партии западных губерний проводили борьбу за предоставления их печатных изданий статуса государственных. Если бы правительство согласилось бы на такие условия, то правые имели бы возможность получить дополнительный финансовый источник в виде печатных дотаций со стороны правительства. Поддержку в печати получили либерал-консерваторы «Союз 17 октября»в Северо-Западном крае (газеты Минская речь, Минское Слово, Витебский голос, Двинский листок)[2, с. 132-133]. В прибалтийских губерниях на латышском языке «Правительственные известия», в Малороссии «Голос». 
По прежнему крайне правые партии и организации от правительства получали на издательскую деятельность 25% от общей суммы расходуемых ими на печать.
Издание правой прессы в сравнении с другими политическими лагерями находилась на сравнительно не высоком уровне. Это замечал и государственный деятель, юрист, тайный советник С.Е. Крыжановский по его мнению в правом лагере вообще мало кто обладал публицистическим талантом если не считать немногочисленных единичных лиц. «Приходилось поэтому, особенно в провинциальных центрах, довольствоваться газетными кустарями, не имевшими ни навыков, ни такта»[3].
Низкой эффективности правых газет являлось неприятие консервативными кругами политики правительства. Причем, не последнююроль в этом вопросе играл Николай II, что еще больше осложняло деятельностьправительства по созданию удовлетворительной работы правой печати. Правые политики в большинстве своем считали, что правительство оказывает не достаточно уверенную поддержку правого лагеря, а ведет двойную игру то заигрывая с правыми, то с либералами. Так, в частности, была прекращена выдача пособия в размере 15000 рублей А. И. Дубровину на издание газеты «Русское знамя».После чего А. И. Дубровин начал усиленно жаловатьсячерез посредство ген. Дедюлина, в то время дворцового коменданта, и адмиралаНилова, флаг-капитана Его Величества, представляя С.Е. Крыжановского чуть
ли не революционером[3].
В западных же губерниях правая пресса сыграла двоякую роль, которая заключалась в том, что она одновременно призывала не поддаваться населению на провокации и призывы революционеров с другой же стороны статью правой прессы были направлены против: евреев, поляков и национально ориентированную часть западных губерний, что в свою очередь пагубно влияло на развитие национальных движений в западных губерниях. Либеральная пресса часто в обвинения правой прессы ставила, то, что та на своих страницах призывала к погромам и выступлениям против социалистов. Эти высказывания являются частично верными, так как правая пресса на своих страницах размещала информацию о делах (как они сами считали о ритуальных убийствах) в которых обвинялось еврейское население. Такие статьи часто находили отклик у населенияантисемитски настроенного, что выразилось в еврейских и цыганских погромах в западных губерниях 1903-1906гг[4,с. 243].
Правительство ставит регулирование правой прессы под свой контроль понимая, что если в правых газетах будут по-прежнему содержаться статьи антисемитского и контрреволюционного содержания погромы будут продолжаться и общественно-политическая ситуация в западных регионах дестабилизируется. Показательным является дело с газетой «Русский народ» С.Е. Крыжановский и П.А. Столыпин расценивали ее как газету пустышку, по их мнению, она представляла собой бесцветный листок крайне правого направления, наполненный демагогическими выпадами против правительства и подстрекательством рабочих против фабрикантов и всего экономическогостроя. Одним словомэта газета относилась кчислу тех крайне правых изданий, которые совпадали по своей социальной программе и в способах воздействия на массы с изданиями крайне левых партий[3].
Но правительств никогда полностью не отказывало в помощи правому лагерю на издание газет и журналов, оно использовало экономический механизм регулирования крайней печати. С 1906 по 1911г. правительств выдало правым партиям и организациям около 3 млн. рублей. Деньги выдавались через посредников и из столичных отделов распределялись по всей империи.
Особая роль правой прессы в годы первой Русской революции прослеживается на территории Северо-Западного края по причине того, что здесь были сильны позиции не только революционеров и либералов, но и национально направленных партий и организаций. Со страниц региональных и местныхправых печатных изданий звучали призывы не только к объединению, но и защите существующего самодержавного строя на основании Манифеста 17 октября. В одной из статей содержалось обращение к читателям: «Русские люди Западной окраины, объединяйтесь! Пусть этот призыв, как вечевой колокол древней Руси, прозвучит по всему Северо-Западному краю, пробудит русских людей от национального усыпления и соберет на вече по городам под наше национальное знамя, на котором начертано четыре свободы 17 октября»[5,с. 1].Правомонархисты отмежевывались от фракции националистов, действовавшей в III гос. Думе. В частности в газете«Белая Русь» подчеркивалось, что союзу правых парий чужды идеи национализма и признает за каждой народностью право на самостоятельное культурное развитие, а за собой лишь оборонительное положение на занятой позиции.
Правые партии после революции обратили свое пристальное внимание на прибалтийские губернии, где в центе внимания находился город Вильно.В городе издавалась газета губернского отдела Союза русского народа «Морская волна» – крайне правое монархическое издание, которое выходило под девизом: «Русский народ, помни войну и готовься к ней!». Выход газеты был осложнён в связи с финансовыми проблемами местного отдела СРН: С 31 марта 1907 года по 29 мая 1910 года вышел всего 51 номер. Редактором-издателем газеты стал А.К. Шмидт. Подписная плата на нее составляла для городских подписчиков 3 руб., для иногородних 4 руб. 50 коп.и за границу 9 руб. в год. Приступая к изданию «Морской волны», редакция ставила своей задачей: «Служить Вере Православной, Царю Самодержцу Всероссийскому и Великому Народу Русскому, униженному и всячески оскорбляемому инородцами и иноверцами окраин»[6, с. 58].
Правый лагерь в западных губерниях издавал журналы, ориентированные на рабочих и крестьян таким журналом был «Крестьянин» – периодическое издание общества с таким же названием, которое возникло на рубеже 1905 – 1906 годов, а первый номер был выпущен уже в январе 1906г. «Среди некоторых лиц, вышедших из крестьян, главным образом среди учителей низшей и средней школы г. Вильно, возникла мысль, по мере сил поработать на пользу родной деревни»[6, с. 58].
На территории Малороссии издавался консервативная газета «Киевлянин», которая на протяжении своего издания эволюционировала из умеренно-либеральной в консервативно-монархическую. В.В. Шульгин, ставший впоследствии, после смерти Д.И. Пихно, главным редактором «Киевлянина». Газета не являлась органом какой-либо организации, однако её руководство и ведущие сотрудники входили в состав Киевского клуба русских националистов и Киевского отделения Всероссийского национального союза, газета фактически стала рупором данных организаций. Вместе с тем, она группировала вокруг себя членов киевского отдела «СРН. Независимость газеты подтверждали характеристики, данные ей Временным киевским комитетом по делам печати в 1908 и 1910гг. – «не примыкает вполне ни к одной из существующих монархических организаций», «независимый орган национально-монархического направления, ближе всего примыкающий к программе клуба русских националистов»[7,с. 282].
Вопреки расхожему мнению, что в газете регулярно печатались материалы антисемитского характера, Д.И. Пихно не только осуждал погромы и процесс против Дрейфуса во Франции, но и опубликовал в 1912 г. первую статью (уволенного следователя Н. Красовского), разоблачающую фальсификации в «деле Бейлиса». Последовательную линию на защиту Бейлиса газета вела и во время процесса (октябрь 1913), когда во главе её стоял уже В. В. Шульгин. При этом номер от 27 сентября 1913г. с его передовицей, обвиняющей прокурора Киевской судебной палаты в давлении на следствие, был конфискован. Корреспонденты столичных газет передали передовицу «Киевлянина» в свои редакции по телеграфу, но в столицах не решились её напечатать. Сам Шульгин за эту статью в январе 1914г. был отдан под суд[8,с. 271].
[bookmark: _GoBack]С 1 января 1911г. на территории Северо-Западного края широким тиражом выходила газета Северо-Западная жизнь. Газета стояла на позициях западнорусизма. Газета получила толчок к своему появлению и развитию в деятельности сельского учителя Пружанского уезда Лукьяна Михайловича Солоневича. Деятельность, которого была замечена Гродненским губернатором П.А. Столыпиным. Всего газет вышло 110 экземпляров первоначально она ориентировалась и на население Малороссии, но не пользовалась там спросом и по этой сменила название на «Белорусская жизнь». В связи с войной газета перестала выпускаться в 1915г[9,с. 256].
Таким образом, правомонархическая пресса и издания в Западных губерниях сыграли двоякую роль: с одной стороны они противостояли революционной и нелегальной прессе, стояли на позициях сохранения исконных норм православия, самодержавия, народности. Сохранения самодержавия.С другой они являлись сдерживающим фактором развития национального самосознания и национального развития западных народовУкраинского, Белорусского в меньшей степени Латвийского, Литовского, Эстонского. Крайне правая пресса часто была замешена в политических интригах начала XXв. личных позиций авторов (которые могли стоять на позициях крайнего антисемитизма, западнорусизма, антикоммунизма и др). 
Литература:
1.Историческая энциклопедия. Русское Собрание [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hrono.ru/organ/rossiya/russ_sobr.php. Дата доступа: 21.03.2015г.
2.Бондаренко К.М., Лавринович Д.С, Русские и белорусские монархисты в начале XX века: Монография. Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. – 212с.
3.А.С. Соколов С.Е. Крыжановский и правая печать в Российской империи в начале XXв.[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://histrf.ru/uploads/media/default/0001/09/ced1f7dc3a439dafb8763a45f7aae9a7d7e3bc22.pdf. Дата доступа: 22.03.2015г.
4.Устав союза «Северо-Западное Русское Вече» // Гродненские епархиальные ведомости. Отдел не-офиц. – 1906. – № 8. – С. 241 – 244.
5.Вечевик. Национальная задача союза «Северо-Западное Русское Вече» / Вечевик // Белая Русь. – 1906. – 19 февр. – С. 1.
6.М.В. Громыко.Консервативная пресса на территории белорусских губерний в 1905-1907 годы. / Громыко. М.В.Вестник Полоцкого государственного университетаНовополоцк, 2011. - № 1. – С. 57-61.
7.Київ. Енциклопедичнийдовідник. За ред. А. В. Кудрицького. Головна редакціяУкраїнськоїРадянськоїенциклопедії. Київ, 1981. –С. 282.
8.Шульгин, В.В. 1917–1919 // Лица (биографический альманах). – Москва–СПб., 1994. – № 5. – С. 271.
9.Дарафееў, А. М. Гарадоцкаястаронка з жыццяпісьменніка А. Пшолкі / А.М. Дарафееў // Памяць: Гарадоцкіраён: гісторыка-дакументальныяхронікігарадоў і раёнаўБеларусі / уклад. С.І. Садоўская; рэдкал. Н. А. Бурунова [і інш.]. – Минск Беларусь, 2004. – С. 285–286.
Научный руководитель:
старший преподаватель Бровкин Евгений Александрович.
