Наследие Шакарима весьма разнообразно и при том довольно трудоемко по своей трактовке. В большей степени это касается его философских воззрений. В этой сфере он не признавал истинности ни одного из известных ему воззрений. Он был предельно толерантным буквально ко всем идеям, и к сугубо теологическим и к строго научными положениями философского материализма. Его нисколько не смущал оккультизм и спиритизма. И в то же время он серьезно задумывался над значением новейших открытий естествознания. Главным предметом философствования Шакарима является человек, именно к нему сводятся историко-философские изыскания и размышления мыслителя. По мнению современного казахстанского философа О.А.Сегизбаева, философия Шакарима представляет собой теологический гуманизм, так как она «всецело направлена на то, чтобы дать теологическое обоснование необходимости очеловечивания человека» [7; с.386]. Анализ творческого наследия Шакарима показывает, что многие вопросы были поставлены им исключительно глубоко, а высказанные идеи могут вполне быть оценены только сегодня. По существу, он опередил свое время, потому что сейчас мы решаем те проблемы, над которыми размышлял много лет тому назад. Вектор мысли Шакарима, представляет собой пример философского понимания мира и гуманистической ориентированности, определялся одним коренным вопросом, который волновал мыслителя – это истоки жизни народа, судьбы народа, его нравственных устремлений и идеалов, возможностей его приобщения к общечеловеческим ценностям и прогрессу.