Проблема влияния среды на жизнедеятельность человека уже давно стала предметом исследования в философии, социальной психологии, социологии, социальной педагогике и других гуманитарных науках. Использование возможностей социальной среды на процесс социализации ребенка и его самореализации, оказания ему помощи и социально-педагогической поддержки в решении возникших у него проблем сегодня стало основанием для появления перспективных научных исследований в области педагогики среды, в том числе и в раках инклюзивного образования. Существует множество различных точек зрения на понятие образовательной среды. Например, по мнению И. И. Рымаревой, образовательная среда представляет собой сложное понятие, ориентированное на индивидуально личностный аспект учения при обязательной интенции (лат. intendere – затевать, замышлять), т. е. намерений, направленности сознания, мышления, воли, чувств на образование [1]. Л. П. Бельковец также под образовательной средой понимает сложную структуру, которая включает, во-первых, внешнюю сторону образовательного пространства (презентация учебного материала, учитель-навигатор, который является транслятором внешнего содержания образовательной среды); во-вторых, внутреннюю сторону – среду самого учащегося, подразумевающую его познавательную активность, механизмы развития и саморазвития [2, c. 70].
ШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Валентина Горленко (Гомель, Беларусь) | Download article