Танец древних как экстатический мир телодвижений, зародившийся в эмоциональной атмосфере ритмизированных трудовых действий, был коллективным ритмопластическим действом, ритмомышлением, языком, на котором выражалось чувство жизни как воплощенного ритма, трансом, необходимым для общения с трансцендентными силами. В племенной танцевальной ритмопластике, объединяющей людей чувством всеобщего, достигается целостность обыденного и праздничного, перемежается в синергийном психотелесном действе сопереживание, сотворение и соучастие; Универсум воспринимается как ритмически изменчивая стабильность; обретается чувство всеобщего порядка и единства жизни; в тут же кумулируемом коллективном разуме ("коллективной самости") с объединяющей готовностью мироздание воспринимается как присутствие "всего во всем".