ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

  Мария Емельянчикова (Гомель, Республика Беларусь) |    Завантажити статтю

Проблема взаимодействия взрослого с ребенком занимает в психологии одно из центральных мест, это обусловлено осознанием исключительной роли взрослого в развитии ребенка. Ее исследованием занимались Н.В. Гапанович-Кайдалов, А.Я. Варга, Л.А. Забродина, Е.А. Панько, Т.В. Сенько, Е.О. Смирнова, М.В. Соколова, Д.И. Фельдштейн, И.А. Фурманов, Г.Т. Хоментаускас, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис и другие. Как отмечает Л.А. Андреева, «современные родители снимают с себя многие обязанности и родительскую ответственность за образовательно-воспитательный процесс, в результате часто «атрофируется» их ответственное отношение к детям. При этом резко обострились противоречия между усиливающейся с возрастом потребностью ребенка во внимании и усложнением социальной ситуации, с одной стороны, и непрерывным ослаблением необходимого внимания со стороны взрослых, в том числе родных людей – с другой. Проявляя повышенную заботу об одежде, питании, развлечении своих детей, они не реализуют возможности общения с ними – это приводит к возникновению у детей чувства одиночества, доходящее до отчаяния, растет цинизм, нивелируется уважение к важнейшим человеческим. Очевидно, что психическое развитие детей во многом определяется характером его отношений с социальным окружением. Потребности, интересы, склонности личности являются, прежде всего, результатом того, как человеку удается взаимодействовать с совершенно конкретной окружающей средой и насколько эта среда позволяет человеку проявлять его индивидуальность, как в предметной деятельности, так и при взаимодействии с другими людьми. От детско-родительских отношений, по мнению А.Н. Леонтьева, «зависят не только успехи и неудачи ребенка, в них самих заключены радости и огорчения, они имеют силу мотива» [2, с. 23].