Современные социально-экономические, экологические условия, высокие учебные нагрузки, эмоциональные переживания предъявляют к организму учащихся высокие требования, что способствует ухудшению состояния здоровья, снижению работоспособности и адаптивныхвозможностей (Айзман Р.И., 1999; Сонькин В.Д, с соавт., 2000; Красильникова В.А., 2006; Мукатаева Ж.М., 2009; Даирбаева С.Ж., 2010) [1, с. 18]. Пубертатный период является одним из сенситивных этапов онтогенеза, во время которых воздействие на организм социальных факторов особенно велико (Аршавский И.А., 1975; Щедрина А.Г., 2003). Физическое развитие учащихся является важным показателем здоровья и работоспособности. Морфофункциоанльныесвойстваопределяютдлину и массу тела, его поверхность и форму, соотношение трех основных размеров тела (длина, масса, окружность грудной клетки). Все три составляющие физического развития и множество признаков, в них входящих, оцениваемые количественно и качественно, отражаютфазностьразвитияорганизма и на каждомэтапеонтогенезахарактеризуютегоморфофукнкциональнуюзрелость. [2, с. 40] Поэтому целью настоящей работы явилось изучение морфофункциональных особенностей подростков 13-15 лет, проживающих в городе Семей. Исследование проводилось в общеобразовательной школе № 26 г. Семей Восточно-Казахстанской области. Было обследовано 125 подростков: 65 мальчиков, 60 девочек.
ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ 13-15 ЛЕТ г. СЕМЕЙ
Айдана Садвакасова ( Семей, Казахстан ) | Download article