1–28 February, 2022
Воображение представляет собой особую форму психики человека, т.к. оно выполняет функции «посредника» между восприятием, мышлением и памятью. Воображение способствует развитию творческого потенциала человека. Культура, как духовная, так и материальная является продуктом воображения и творчества человека. Воображение соединяет в памяти человека прошлое, настоящее и будущее [1, с. 14].
Отдельные направления изучения смысложизненных ориентаций, жизненного плана, жизненного пути, жизненных стратегий разрабатывались как зарубежными учеными (А. Адлер, В. Франкл, З. Фрейд, К. Юнг и другие), так и отечественными социологами и психологами (Л.С. Выготкий, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и т.д.). Авторы сформировали несколько подходов и описывали смысл жизни разными понятиями. Приоритет ценностно-смысловой, а не потребностной сферы в развитии личности у старшеклассников показан в исследованиях К.А. Абульхановой-Славской, Б.С. Братуся, С.Л. Рубинштейна, В.Э. Чудновского и др. Значимым периодом в развитии личности считают окончание школы и отмечают актуализацию потребности в обретении целей своего существования и определении профессиональной деятельности такие авторы, как Л.И. Божович, Л.С.Выготский, И.С. Кон, В.А. Крутецкий, Н.С. Лукин и др. А. Маслоу, В. Франкл смысл и цель человеческой жизни видят в самоактуализации человека, реализации всех его способностей, возможностей во внешней деятельности.
Термин «Autismus» был предложен швейцарским психиатром Эйгеном Блейлером в 1911 году при описании симптома шизофрении[1]. Современное же значение термин «аутизм» впервые обрёл в 1938 году, когда Ганс Аспергер из Венского университетского госпиталя в своей статье по детской психиатрии на немецком языке «Психически ненормальный ребёнок» использовал термин Блейлера по отношению к детям с расстройством личности (психопатией), сходным с шизофреническим аутизмом, назвав их «аутистичными психопатами».
Под интеллектуальной недостаточностью понимают стойкое недоразвитие познавательной деятельности, всей личности в целом, вследствие диффузного органического поражения коры головного мозга [1, с. 44]. Характерной особенностью дефекта при интеллектуальной недостаточности является нарушение высших психических функций – отражения и регуляции поведения и деятельности. Это сказывается на моторике, протекании познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания), влияет на эмоционально-волевую сферу и личность в целом.
Проблема профессионального самоопределения старшеклассников привлекала внимание многих ученых (Е.М. Борисова, Л.И. Величко, Е.И.Головаха, Е.А. Климов, И.С. Кон, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова и др.). Особую актуальность на современном этапе развития общества приобретает ее рассмотрение в контексте ценностных ориентаций молодежи.