В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы отмечается: "Базовый принцип нового содержания образования - создание в каждой школе гуманной образовательной среды, стимулирующей развитие нравственно-духовных качеств личности: самопознания, самоопределения и самореализации… ГОСО будет ориентирован на результаты, обеспечивающие личное саморазвитие, самостоятельность в приобретении знаний, формирующие коммуникативные навыки, умения управлять информацией и технологиями, решать проблемы, предприимчивость и креативность" [1, с. 4]. В свою очередь создание гуманной образовательной среды во многом определяется особенностями общения педагога с учащимися. Воспитательное значение общения заключается в том, что оно расширяет общий кругозор человека и способствует развитию психических образований, которые необходимы ему для успешного выполнения деятельности, носящей предметный характер, и является обязательным условием формирования общего интеллекта человека и, прежде всего, многих его перцептивных, мнемических и мыслительных характеристик. В психолого-педагогической литературе все чаще сегодня рассматривается такое явление как дидактогения. Дидактогения - негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (учителя) и выражающееся в фрустрации, страхах, подавленном настроении и т.п. Оно отрицательно сказывается на деятельности учащегося, затрудняет межличностные отношения. В основе возникновения дидактогении лежит психическая травма, полученная учеником по вине педагога [2, с.90].
О СТИЛЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В БРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ
Р.Ш. Абитаева, Наталья Федченко (Жезказган, Казахстан) | Скачать статью