29–30 November, 2014
Истоки казахского народного костюма, как явления материально-бытовой культуры, уходят в глубокую древность. В нем отражены вековые традиции казахов, связанные с их этнической историей, экономическими, социальными, бытовыми и климатическими условиями. Основной смысл и ценность народного костюма определены образом жизни человека, традициями, обрядами, обычаями и заключаются в демократичности, функциональности, логике форм и конструкций, рациональности и целесообразности построения. В нем четко прослеживаются отпечатки быта племен и этносов, населяющих территорию Казахстана, где воплощены важные аспекты как материальной, так и духовной культуры народа, начиная от способов изготовления, выбора тканей, характера покроя различных видов одежды, их художественного оформления вышивкой, аппликацией, инкрустацией, и заканчивая способами ношения. Кроме того, по традиционному костюму можно было определить социальный статус и родовую принадлежность. В казахском костюме можно найти следы влияния соседних этносов – русских, татар, каракалпаков, алтайцев. Он имеет много общего с национальной одеждой киргизов, узбеков, туркмен. Зачастую встречаются элементы и прямых заимствований.
Орнамент - один из древнейших видов декоративно-прикладного творчества. Орнамент (лат. «ornemantum» - украшение) означает узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Однако в период своего становления, орнамент имел более глубокое значение. Ученые и искусствоведы стараются расшифровать древние изображения, вникнуть в тайный смысл знаков и символов. До сих пор считается, что ключ к пониманию многих из них давно утерян, и, тем не менее, интерес к древнему искусству не ослабевает: многие орнаментальные мотивы передаются из поколения в поколение, сохраняясь почти в неизменном виде на протяжении веков.