31 July, 2018
Організаційно-технологічний період розвитку соціально-педагогічної роботи (2006-2014) відзначився створенням інтернатних закладів нового типу: спеціальні гімназії-інтернати, навчально-виховні комплекси, спеціалізовані школи-інтернати з поглибленим вивченням ряду предметів.
Проблема эффективности обучения тесно связана с активностью, самостоятельностью учащихся, сознательным стремлением к познанию основ изучаемой науки, побуждаемых познавательными мотивами их учебной деятельности. Активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели –творческо–поисковой.
В педагогике жилищно-бытовые условия обычно рассматриваются в связи с понятием «дом». Домашняя обстановка выступает одним из важнейших факторов развития, воспитания и социализации ребенка – как позитивным, так и негативным. Дом для ребенка – это: территория, которую уважают и оберегают; свое пространство, свой уголок, где можно укрыться от внешнего мира; способ собственной жизни; средство самовыражения и самоактуализации [1, c. 175]. Недаром дети по-разному любят или не любят свой дом, стремятся к нему или бегут, если им там плохо.
Социализация человека – это естественный непрерывный процесс, который начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. А. В. Мудрик определяет социализацию как «вхождение человека в общество в процессе развития и самоизменения в ходе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии со стихийными, относительно направленными и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах» [1, c. 31]. Именно от этих условий зависит, каким станет человек как личность, в какой степени он реализует себя в жизни, как будет влиять на среду жизнедеятельности и как в целом сформируется его социализированность.
Технология обучения в сотрудничестве в значительной мере может быть реализована при групповой работе с использованием компьютера и других технических средств. Обучающие программы и компьютерные модели, виртуальные лабораторные работы, создание мультимедийных презентаций как нельзя лучше подходят для совместной работы пар или групп учащихся. При этом участники работы могут выполнять как однотипные задания, взаимно контролируя или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы.
Научно-технический прогресс в области экономики, техники и технологии производства вызывает необходимость подготовки специалистов инженерного профиля, владеющих перспективными направлениями развития науки; осознающих взаимосвязь и взаимообусловленность естественно-научных, гуманитарных и социально-экономических знаний; способных к решению разнообразных альтернатив в профессиональной деятельности, выбору наиболее актуальных и эффективных способов их решения. Целевые ориентиры социально-экономических преобразований и культурно-значимые детерминанты общественного развития обуславливают процессы интенсификации в инженерном образовании; акцентируют значимость методологических и мировоззренческих оснований для будущей профессии; ориентируют субъектов образовательного процесса на формирование и проявление профессионально-этической и культурно-нравственной зрелости в решении профессиональных проблем; качественно меняют стиль мышления, способы видения, оценки и понимания действительности; расширяют спектр интерактивных и оперативных возможностей преподавания, формируя новую роль и функцию преподавателей в условиях «креативной» парадигмы образования.
Воспитательная работа со студентами в высшем учебном заведении является важной и необходимой сферой деятельности, что регламентируется инструкциями Министерства высшего и средне-специального образования Республики Узбекистан и учитывается при аккредитации ВУЗа.