1–2 октября, 2016
Младший школьный возраст определяется важным обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу и дает возможность проявиться в новой сфере человеческой деятельности – учении. Л.И. Божович отмечает, что это «особый возраст, который обеспечивает интенсивное развитие всех качеств личности. В этот период начинается социальное и личностное развитие ребенка, его вхождение в жизнь общества. Ребенок получает определенный социальный статус, меняются интересы и ценности»
В психологии термин «развитие» подразумевает сложный процесс, определяемый рядом признаков, которые выделил Л.С. Выготский. Первый признак заключается в том, что при всяком изменении субстрат, лежащий в основе развивающегося явления, остается тем же самым. Второй ближайший признак заключается в том, что всякое изменение здесь носит до известной степени внутренний характер; мы не называем развитием такое изменение, которое совершенно не связано ни с каким внутренним процессом, происходящим в том организме и в той форме активности, которые мы изучаем. Единство как постоянство всего процесса развития, внутренняя связь между прошедшей стадией развития и наступившим изменением – вот второй основной признак, который входит в понятие развития.
Младший школьный возраст – период жизни человека от 6 (7) до 10 (11) лет, приходящийся на начальный этап обучения в школе. Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство учиться, как все дети в его возрасте. Новая социальная ситуация развития вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие.
За даними дослідження американського Національного інституту проблем здоров'я і професійної безпеки в наш час більше 35 млн. людей у всьому світі страждають клінічною формою синдрому хронічної втоми. На початку 70 років XX ст. цей стан було визначено як синдром «емоційного вигорання».
Исследованием факторов, влияющих на межличностные отношения детей, занимались Л.Н. Башлакова, А.А. Бодалев, А.Я. Варга, Ю.Б. Гиппенрейтер, О.А. Карабанова, Е.А. Панько, Е.О. Смирнова, В.В. Столин, А.С. Спиваковская, В.М. Холмогорова и др.
Всесвітня організація охорони здоров’я визначає три складові здоров’я –психічне, фізичне та соціальне благополуччя людини. Якість нашого життя у найбільшому ступені залежить від здоров’я. Значної уваги вимагає проблема психічного здоров’я людини, оскільки воно є соціальною категорією і складовою національного здоров’я. Сьогодні на молодь діють різні стрес-фактори (паління, алкоголь, гіподинамія та інше), але також слід враховувати і такий фактор як процес навчання, який може призвести до структурно-функціональних змін психічного стану молоді внаслідок перенапруження. Ці фактори слід розглядати як екологічні і оптимальний рівень впливу таких факторів ми розглядаємо як елемент екологічної безпеки людини.
Проблемой изучения внимания у дошкольников занимались В.В. Зеньковский, И.В. Блинников, Ю.Б. Дормашев, Гербарт, Л.И. Божович, И.Г. Малкин-Пых, Л.Ф. Тихомирова, И.И. Баскакова, А.Н. Леонтьев. В развитии внимания у ребенка существенным является его интеллектуализация, которая совершается в процессе умственного развития ребенка: внимание, опирающееся сначала на чувственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи. В результате расширяется объем внимания ребенка.