30–31 Березень, 2014
Бизга маълумки Туркистон заминида етишиб чиқган жадид мутафакрлар ўз фаолиятини халқнинг дунёқарашини ривожлантиришга, миллий ўзлигини англашга, миллий ғурур ва ҳуррият туйғусини уйғотишга қаратган. Манашундай атоқли жадид, мутафакир, файласуф Абдурауф Фитрат ўзининг илк асарларидан миллий уйғониш ғоясига қўл урган. У ХХ аср ўзбек маърифатпарварлик тариҳида алоҳида салмоқли ўринни эгаллайди. Унинг миллий озодлик ғоялари билан суғорилган ва айни вақтда аҳлоқий-фалсафий масалалар ўртага қўйилан асарлари ичида “Чин севиш” драмаси ажралиб туради. Бу асар 1920 йилда нашр этилган. Унда инсон баркамолликка етиши туфайли истиқилол ва ҳуррият йўлида курашчи бўла олади, деган ғоя тадбиқ қилинади.
Сегодня мы много слышим о проблемах ксенофобии. Включая телевизор или открывая газету мы, зачастую, сталкиваемся с внушительным массивом информации на данную тему. Между тем, достоверность доносимой до нас по этому поводу информации зачастую находится под серьёзным сомнением. Далеко не всегда тот или иной источник информации желает доносить правду до своих слушателей или читателей. К тому же не так и редки случаи банальной некомпетентности. Это касается не только журналистов, но также и представителей любых профессий, в том числе политиков, которые могут принимать общественно значимые решения. Но чтобы разбираться в проблемах ксенофобии, сначала стоит разобраться с самим понятием «ксенофобии».
С этой проблемой столкнулось одно из самых крупных государств Европы – Великобритания, несмотря на то, что она является примером процветания и стабильности. Когда мы слышим слово Великобритания у нас возникает образ Англии, народ которой является примером “джентльменского поведения”, сдержанности, честности, трудолюбия и патриотизма. Их идеал: изящество манер, независимость, приветливость, внутренние самоуважение. Однако в состав Великобритании входят и другие государства: Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Люди в этих странах имеют свои особенности характера, присущи только им. Шотландцы – это нация контраста. Они бывают добрыми и сострадательными, но способны на бесцеремонную грубость и агрессивность. Национальной чертой шотландец является бережливость. Ирландцы – приветливые и дружелюбные, настоящие патриоты, они очень любят свою страну и гордятся тем, что им посчастливилось родиться в ней. Ирландия обладает большим литературным наследием. Многие имена английской литературы были ирландскими. Уэльс называют "Страной песен". Уэльсцы - творческие люди, которые не боятся быть поэтическими в повседневной жизни. В Уэльсе очень развиты литературы, музыка и драматическое искусство. Они до сих пор говорят на Уэльском языке, самом древнем языке Европы.
В отличие от ряда других понятий, имеющих большое количество разнообразных дефиниций, определения толерантности в современной общественной мысли характеризуются сравнительным единодушием. Так, толерантность определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям и формам поведения»; как «терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам»; «терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям»; «искусство жить с непохожими людьми, норма ценности отличий другого человека и поддержка этих отличий; норма, которая позволяет не только понять другого человека, но и принять его, что намного сложнее» .
Анотація. В даній статті проаналізовано роль національної самосвідомості як фактору розвитку міжнаціональних відносин. Національна самосвідомість є важливим чинником, що характеризує націю як спільність і людину як члена цієї спільноти. Завдяки тому, що вона закладена соціумом, людина гостро відчуває інтереси рідного народу, зіставляє їх з інтересами інших націй і народів, з інтересами світового співтовариства. Усвідомлення суспільних потреб може спонукати особистість до діяльності, у процесі якої вони реалізуються. Те, яким чином людство здійснює їх, покладено в основу міжнаціональних відносин, що перш за все регулюються свідомістю народу. Ключові слова: Національна самосвідомість, науково – технічний розвиток, міжнаціональні відносини, етнічна концепція, міжнаціональна інтеграція, нація.
Ахлоқ ижтимоий онг шаклларидан бири бўлиб, муайян жамиятда яшовчи кишилар амал қилиши зарур бўлган маълум ҳатти-ҳаракат қоидалари йиғиндисидир. Маълумки, юзлаб асрлар мобайнида инсон кичик биологик олам сифатида катта биологик олам ичида, унинг бир парчаси, жонли организмлар подшоси, оқил ва ҳукмрон қисми сифатида яшаб келди. Аҳлоқ ҳар қандай шароитда ҳам инсонийлик ва инсоний баркамолликнинг бош принципи сифатида тан олинган. Қолган барча ҳаракат меъзонлар, жумладан, иқтисодий ҳамкорлик, ўзаро ёрдам, бозор муносабатлари, савдо-сотиқ, мол айирбошлаш ҳам қадимдан юксак аҳлоқ ва одобга таянган, маданий муносабатларнинг бир қисми ҳисобланган. Бу минг йиллар мобайнида шаклланиб жаҳон цивилизациясига катта таъсир кўрсатган улуғ алломалар ҳаёти ва ижодида, уларнинг инсоният тарихида бурилиш ясаган асарларида ҳам ўзига хос тарзда ифодасини топган. Шу боис Шарқ алломалари дунёвий фанларнинг қайси соҳасида ижод қилишмасин, ахлоқ категориясига қаттиқ суянишган, унга катта эътибор билан қараб, уни қомусий хулосалар билан бойитиб боришган.
У Декларації принципів толерантності ООН визначається, що толерантність – це повага, сприйняття та розуміння багатого різноманіття культур нашого світу, форм самовиявлення людської особистості. Формуванню толерантності сприяють знання, відкритість, спілкування та свобода думки, совісті і переконань. Толерантність – це те, що уможливлює досягнення миру, сприяє переходу від культури війни до культури миру. Толерантність у жодному разі не може виправдовувати посягання на ці основні цінності. Толерантність повинні виявляти як кожна людина зокрема, так і групи людей та держави [1]. Безпосередньою правовою підставою для реалізації релігійної свободи в Україні є: Конституція України від 28 червня 1996 р. та закон «Про свободу совісті та релігійні організації» від 26 квітня 1991р. [5].
Психологи и другие специалисты в области социальных наук давно интересуются влиянием культуры на психопатологию, или патологическое поведение. При этом взгляды ученых на данную проблему разделятся на два русла. Первое, сформулированное Рут Бенедикт, характеризуется культурным релятивизмом, т.е. такой точкой зрения, согласно которой при понимании и идентификации поведения должны учитываться уникальные аспекты конкретной культуры. Другие же, этнопсихологи 20-х годов ХХ века, попавшие в необычные природные условия и необычное культурное окружение, оценивают культуру с точки зрения европейских взглядов, таким образом поддерживая теорию европоцентризма. Нормы человеческого бытия отличаются друг от друга по различным регионам земного шара. Это вызвано как историей определенного народа, так и географическим расположением, а соответственно и природными условиями жизни. Однако существующее разнообразие в жизни различных общностей не дает основания для отрицания общечеловеческих ценностей, закономерностей исторического развития, какими бы уникальными образованиями эти культуры не были. При этом существует мнение о полной изолированности развития культуры, которые никогда не имели контактов друг с другом.