27–28 февраля, 2015
The taxation system in the Republic of Uzbekistan is a multidisciplinary distributed structure with a partially decentralized management. To describe such systems are used in the practice of application subsystems, providing the solution of problems in the subject area of activity of the inspection; infrastructure subsystem, providing the solution of problems by providing the necessary resources; service subsystem connecting applications and infrastructure subsystem for giving them certain properties. Application subsystems are highly dependent on the specific objectives of the organization and its objectives, and in fact the most important in terms of functioning of the organization.
Problems of management of investment projects in Uzbekistan, year after year to pay close attention to the state. In the new edition of the Law "On Investment Activity" received from the December 9, 2014 № ZRU-380 occupies a special place state regulation of investment activity.
Илмий адабиётларда солиқ оғирлиги қанчалик паст бўлса, давлат иқтисодиётининг ривожланиши ҳам шунга мос равишда ўсиш тенденциясига эга бўлади. Шунингдек, илмий изланишдарда хўжалик юритучи субъектлар зиммасидаги солиқ юкини ҳисоблашнинг турли усуллари мавжудлиги тўғрисида етарлича маълумотларни учратиш мумкин. Маҳсулот таннархини шакллантиришда корхонанинг солиққа оид харажатлари бошқа моддий харажатлар билан бир қаторда туради. Шу жиҳатдан олиб қараганда, солиқ юкини ҳисоблаб чиқаришнинг илғор усулларидан фойдаланиш реал вазиятни тўлиқ ифодалаб беради.
С каждым годом на бытовые нужды расходуется большая доля электроэнергии, газа, тепла, воды; в огромных масштабах растёт применение бытовой электрифицированной техники. Между тем, многие месторождения в обжитых местах уже исчерпаны, а новые приходится искать и обустраивать в труднодоступных районах. Обходится всё это очень недёшево. Поэтому именно экономия становится важнейшим источником роста производства. Расчёты показали, а практика подтвердила, что каждая единица денежных средств, истраченных на мероприятия, связанные с экономией электроэнергии, даёт такой же эффект, как в два раза большая сумма, израсходованная на увеличение её производства. Коммунально-бытовое хозяйство является на сегодня крупным потребителем топлива и энергии: на его долю приходится около 20% топливно-энергетических ресурсов.
Иқтисодиётни эркинлаштириш шароитида Ўзбекистонда амалга оширилаётган аграр ислоҳотларнинг асосий мақсади қишлоқда тадбиркорлик фаолиятини ривожлантириш, қишлоқ хўжалиги товар ишлаб чиқарувчиларининг асосий вакиллари бўлган фермер хўжаликларига эътиборни кучайтириш ҳамда аҳолининг моддий фаровонлигини таъминлашдан иборат. Бунга мамлакатимизда етарлича шарт-шароитлар яратилган, яъни уларга берилаётган турли-туман имтиёзлар, ажратилаётган кредитлар, уларнинг бозорда эркин ҳаракатланишини таъминлаш ва бошқалар ҳисобланади. Биз шулардан солиқларга эътиборимизни қаратмоқчимиз.
Современная мировая практика показывает прочную зависимость конкурентоспособности экономики страны от степени развития отечественных предприятий. Предприятие важнейший фактор конкурентоспособности отечественной экономики выступает одновременно фактором эффективности предпринимательской среды, являясь ее непосредственным субъектом и результатом условий эффективности функционирования экономики в целом. Условия функционирования предприятий во многом формирует государство через механизмы государственного регулирования и поддержки. Налоги тесно связаны со всеми элементами хозяйственного механизма и одним из важнейших составляюших этой взаимосвязи является согласование налогового бремени путем переложениях [1].
В настоящей статье рассматривается роль и эффективность фискальных (налоговых и таможенных) льгот, направленных на поддержку модернизации производства. Основными целями записки являются оценка эффективности фискальных стимулов для модернизации производства и разработка рекомендаций по повышению их эффективности.
Введение. Развитие аграрного сектора экономики Узбекистана определяется уровнем инвестиционных возможностей и инвестиционной привлекательностью отрасли, что в свою очередь, зависит от эффективности инвестиционных процессов в сельском хозяйстве. Вопрос финансирования инвестиций и их рационального использования особенно важно в условиях тяжелого экономического положения многих аграрных предприятий.
В научной литературе довольно часто встречается мнение о том, что чем ниже уровень налогового бремени, тем стремительнее и динамичнее развивается экономика государства, иными словами, чем меньше налоги, тем выше темпы экономики. В исследованиях ученых можно встречать различные варианты методики определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты. Налоговые расходы как составляющие себестоимости выходят на первый план наряду с материальными затратами. В этих условиях становиться актуальным вопрос о величине и структуре налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов, а также способах его снижения.
За годы независимости в Республике Узбекистан создан благоприятный инвестиционный климат, широкая система правовых гарантий и льгот для иностранных инвесторов, разработана целостная система мер по стимулированию деятельности предприятий с иностранными инвестициями. Инвестиционное законодательство Республики Узбекистан является одним из передовых в системе законодательства стран СНГ, вобрав в себя основные положения международного инвестиционного права, в частности, положения о гарантиях прав иностранных инвесторов, предоставлении определенных преференций для инвесторов и другие.
За годы независимости в Республике Узбекистан создан благоприятный инвестиционный климат, широкая система правовых гарантий и льгот для иностранных инвесторов, разработана целостная система мер по стимулированию деятельности предприятий с иностранными инвестициями. Инвестиционное законодательство Республики Узбекистан является одним из передовых в системе законодательства стран СНГ, вобрав в себя основные положения международного инвестиционного права, в частности, положения о гарантиях прав иностранных инвесторов, предоставлении определенных преференций для инвесторов и другие.
Одной из актуальных проблем на современном этапе общественного развития является качество жизни. Она затрагивает практически все сферы жизнедеятельности современного человека. Современные исследователи, отмечают, что качество жизни является интегрированным понятием, включающим в себя множество разнородных и часто не поддающихся количественной оценке факторов, характеризующих уровень жизни, условия труда и отдыха; жилищные условия; социальную обеспеченность и гарантии; безопасность жизнедеятельности; природно-климатические условия; состояние окружающей среды; наличие свободного времени и возможности его продуктивного использования; субъективные ощущения покоя, комфортности, стабильности и уверенности в завтрашнем дне.
Инвестиционный процесс связан с рисками, имеющими различную природу. Инвесторы заинтересованы в комплексной защите своих имущественных интересов от возможных рисков. Часть рисков инвестора связана с процессами создания и функционирования нового производства, с поставкой комплектующих, оборудования, сырья. Часть сопряжена с реализацией произведенной продукции. При этом могут возникать риски, связанные с экспортом произведенной продукции и инвестициями за рубежом (например, при компенсационных сделках).
Для підтримки сільськогосподарських товаровиробників було введено альтернативний спосіб їх оподаткування – фіксований сільськогосподарський податок, який був спеціальним режимом оподаткування, і який набув широкого застосування серед суб’єктів підприємницької діяльності, основним видом економічної діяльності яких було виробництво сільськогосподарської продукції. З 1 січня 2015 року набрав чинності Закон України від 28 грудня 2014 року №71-VIII «Про внесення змін до Податкового кодексу України та де яких законодавчих актів України щодо податкової реформи». Він одночасно вніс зміни щодо справляння єдиного податку та фіксованого сільськогосподарського податку, зокрема, фіксований сільськогосподарський податок трансформований в єдиний податок шляхом введення окремої (четвертої) групи платників єдиного податку.
Необхідність розвитку внутрішнього водного транспорту обумовлена наявністю низки причин, що не дозволяють достатньою мірою використовувати конкурентні переваги цього виду транспорту для збільшення обсягів вантажних та пасажирських перевезень.
Налог на доходы физических лиц является одним из основных видов налогов в налоговой системе Узбекистана. Данный вид налогов входит в состав прямых налогов и непосредственно влияет на реальные доходы населения. В особенности, дальнейшее развитие свободного предпринимательства в Узбекистане еще больше повышает значимость налога на доходы физических лиц, так как упразднением ограничения доходов в предпринимательской сфере наблюдается различие между получаемыми доходами, то есть постепенно увеличивается количество физических лиц, получающих высокие доходы. Поэтому действующее налоговое законодательство подходит дифференциации физических лиц с высокими и малыми доходами, обеспечивает справедливое налогообложение доходов.
Термін «антикризове управління», як зазначається в роботах провідних закордонних та вітчизняних фахівців [1-5], на сучасному етапі розвитку має багато змістових відтінків інтерпретацій та ще не має загальноприйнятої понятійної чіткості. Причиною термінологічних розходжень у поглядах науковців є відсутність міцних наукових традицій і практичного досвіду в антикризовому управлінні. Необхідність антикризового управління визначається цілями розвитку соціально-економічних систем та існуванням небезпеки виникнення кризи. Практичний досвід свідчить, що тільки після кризи більшість вітчизняних підприємств стали діяти «стратегічно» перед тим як приймати будь-які управлінські рішення.
В большинстве стран снижение ставок налога на прибыль распространяется как на малое, так и на среднее предпринимательство. Обычно эта мера открыто не подкрепляется налоговой льготой, а используется как элемент налоговой политики. Так, в США на федеральном уровне для мелких и средних предприятий используются пониженные ставки (соответственно 15 и 25%). В Великобритании при основной ставке в 35% установлена специальная пониженная ставка корпоративного налога на малое предпринимательство в 25%. В Канаде еще более льготные требования.
Глобальный финансово-экономический кризис ярко продемонстрировал, насколько сильное влияние проблемы в финансовом секторе оказывают на состояние практически всех секторов экономики. По этому поводу Президент Узбекистана И.А.Каримов отметил, что «Трудно решаемые проблемы с растущими государственными долгами и дефицитом Государственного бюджета, нестабильность мировых резервных валют, резкое снижение кредитоспособности финансово-банковской системы, снижение инвестиционной активности на фоне рисков и непредсказуемости ситуации негативно сказываются на темпах восстановления и роста экономик многих стран.1»
Адам дамуының бұл аспектісінің бұдан бұрынғы екеуінен айырмасы тек қана адамда бар мүмкіндікті ашады, бірақ оларды пайдалануды анықтамайды. Яғни ол таңдаудың өзін емес, тек қана таңдау мүмкіндігін кеңейтетін құрал болып табылады. Тұрмыс деңгейінің мінсіз сипаттамасы адамның мынадай қабілеттіліктерін: жеке табысы; қоғамның топтары арасында табысты бөлу; бұрын жинақталған жеке меншік; жер ресурстары мен кредиттерге қол жеткізу; инфрақұрылым мен қоғамдық тұтыну қорларына қол жеткізу тетігінің өркендеуі (денсаулық сақтау, білім беру, көлік, коммуналдық қызметтер және басқалары); жеке өмір сүру дағдысы; отбасының көлемі мен құрылымы; үй шаруашылығында жасалатын игілік; тұратын жердегі табиғат-климаттық және экологиялық жағдайларды және т.б. дамыту мен іске асыру мүмкіндіктерін айқындайтын толып жатқан факторларды ескеруі керек [1, 4 б].
В настоящее время в Узбекистане информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) развиваются ускоренными темпами, компьютеры, интернет и другие современные средства связи становятся неотъемлемой частью повседневной деятельности экономики республики. Постановление Президента Ислама Каримова от 3 апреля 2014 года № ПП-2158 "О мерах по дальнейшему внедрению информационно-коммуникационных технологий в реальном секторе экономики". служит важным руководством к действию в расширении масштаба работ в банковской сфере. Постановлением утвержден перечень приоритетных проектов по внедрению информационно-коммуникационных систем и программных продуктов в отраслях реальной экономики в 2014-2015 годах.
Бугунги кунда жаҳон мамлакатларининг иқтисодий ривожланишида кичик бизнес ва хусусий тадбиркорликнинг роли тобора ошиб бораётган бўлиб, у нафақат бозор таркибининг оптималлашуви ва аҳоли бандлигининг ошишига кўмаклашмоқда, балки ялпи ички маҳсулотнинг маълум қисмини яратишда ҳам муҳим ўрин эгалламоқда. Дунё тажрибасининг кўрсатишича, юқори даражада ривожланган ва ривожланаётган мамлакатларда ялпи ички маҳсулотнинг 80 фоизи ва меҳнатга лаёқатли аҳолининг камида 70 фоизи иқтисодиётнинг ушбу сектори улушига тўғри келмоқда. Мамлакатимизда ҳам кичик бизнес ва хусусий тадбиркорликнинг ривожланиши устувор йўналишлардан бири бўлиб, у аҳоли бандлигини янада ошириш, ялпи ички маҳсулот ҳажмининг ўсишига эришиш, замонавий бизнес ва рақобат муҳитини яратиш, иқтисодиётнинг истиқболли ривожланишини таъминлаш, шунингдек бутун дунёга хавф солаётган молиявий-иқтисодий инқирознинг мамлакат иқтисодиётига кўрсатиши мумкин бўлган салбий оқибатларини олдини олишда муҳим аҳамият касб этмоқда. Президент Ислом Каримов таъкидлаганидек, “....20 йил аввал Ўзбекистонда хусусий тадбиркорлик деярли йўқ эди, бугун эса мавжуд барча хўжалик субъектларининг 90 фоиздан ортиғини кичик бизнес корхоналари ташкил этади. Ҳозирги кунда ялпи ички маҳсулотнинг 54 фоизи, ишлаб чиқарилаётган саноат маҳсулотларининг 22 фоизи ва қишлоқ хўжалик маҳсулотларининг 98 фоизи айнан шу соҳа ҳиссасига тўғри келмоқда”.
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Фондовому ринку, як невід’ємному компоненту сучасного фінансового ринку, притаманна циклічність розвитку, що супроводжується періодичними кризами та піднесеннями. Національний фондовий ринок було створено за досить короткий період часу - упродовж 1995 -1998 рр. Даний етап характеризується значними кількісними і якісними зростаннями фондового ринку України. Каталізатором такого прискорення можна вважати такі фактори, як прискорення приватизації, зростання сектору державних цінних паперів з надзвичайно високою дохідністю, високі темпи інфляції та фіксований валютний курс, що сприяв надходженню грошей нерезидентів, схильних до ризику.
Специалисты, оказывающие консалтинговую помощь, называются консультантами. Различают внешних и внутренних консультантов. Внешние – это независимые консультационные фирмы или индивидуальные консультанты, оказывающие услуги клиентам на основе соответствующего договора. Внутренние – это специалисты по экономике и управлению, занятые в штате той или иной организации.
Использование передового опыта зарубежных стран при налогообложении доходов физических лиц в Узбекистане путем декларирования является одним из основных направлений бюджетно-налоговой политики. Ведущее место в структуре доходов бюджета налога на доходы физических лиц в развитых странах связано с рядом причин. В частности:
Республикамизда иқтисодий ислоҳотларнинг янги босқичини амалга ошириш жараёнлари ривожланиб бормоқда. Иқтисодиётнинг барча соҳаларидаги каби ҳамма корхоналарда ҳам иқтисодий ислоҳотларни янада чуқурлаштириш ва эркинлаштириш янги мазмунни кашф этиб, ўтиш даврининг ҳозирги босқичида иқтисодий тараққиётнинг энг самарали шакллари вужудга келмоқда. Ваҳоланки, хорижий мамлакатлар тажрибаси ҳам, иқтисодий тараққиёт ва эркинлаштириш жараёнлари ўртасида ўзаро мустаҳкам боғлиқлик борлигидан далолат беради.
В налоговой системе на развитие предпринимательской деятельности уделяется большое внимание, но вместе с тем еще остаются дастаточно много нерешенных проблем, которые постепенно решаются соответственно с либерализацией экономики и ее модернизацией. За последные годы в стране приняты серьезные меры по снижению налогового бремени. К примеру в 2014 году налоговая нагрузка в экономической сфере было снижено с 20,5 до 20,0 процента и ставка налога на прибыль юридических лиц была снижена с 9 процентов до 8 процентов и несмотря на такие меры государственный бюджет по отношению к ВВП был завершен профицитом [2].
В годы независимости сельское хозяйство, проблемы развития села заняли одно из важных мест в государственной политике, в социально-политической, экономической и духовной жизни Узбекистана. Около 65 % населения Узбекистана проживает в сельской местности, почти 30 % ВВП страны производится в сельском хозяйстве. Наряду с производством пищевой продукции для населения, сырья для промышленности сельское хозяйство выполняет также задачу рынка для промышленных товаров. Любые изменения в аграрной политике оказывают своё влияние на все сферы экономики страны. Стабильность аграрной политики обеспечивает стабильность экономики Узбекистана.
Развитие малого и среднего бизнеса (МСБ) в зарубежных странах идет более быстрыми темпами, так как данному субъекту экономических отношений придается большее значение: в настоящее время МСБ представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики зарубежных стран. На сегодняшний день в наиболее развитых зарубежных странах предприятия МСБ составляют примерно 70-90% от общего числа предприятий, например, в США в секторе МСБ работает около 53% всего работоспособного населения, в Японии – 71,7%, а в странах Европейского союза на малых предприятиях трудится примерно половина работающего населения. Более того в странах-членах Европейского союза средние предприятия составляют всего 1% от общего количества предприятий, но при этом обеспечивают 20% от общего оборота предприятий и 17% от общей занятости населения.
В связи с научно-техническим прогрессом существует необходимость обновления производственно-технического оборудования, она требует от предприятия значительных инвестиционных ресурсов, направленных на модернизацию основных производственных фондов. Кроме того, необходимо внедрение новых образцов технологического оборудования для обеспечения конкурентоспособности товаров узбекских производителей. Основными источниками формирования собственных инвестиционных ресурсов являются как прибыль организаций, так и амортизационные отчисления.
Солиқ юки оғирлигининг оптимал даражаси тўғрисидаги баҳслар нафақат Ўзбекистонда? балки бутун дунё мамлакатларида олиб борилмоқда. Шуни таъкидлаб ўтиш керакки, ҳукуматимизнинг солиқ сиёсати ҳам айнан солиқ юкини камайтириб боришга каратилган. Дарҳақиқат, Ўзбекистон иқтисодининг рақобатбардошлиги, инвесторларни жалб қилиш салоҳияти ва таракқиёти суръатининг пастлигига мамлакатимизда амалда бўлган солиқ тизимини айбдор қилиб кўрсатадиганлар етарлича топилади. Шунингдек, бунинг аксини исботлашга ҳаракат қилувчилар ҳам бор. Ушбу ишимизда иккала томон фикрини тўғри ёки нотўғрилигини исботлашга уринмай, солиқ юкини холис таърифлашга ва мамлакат иқтисодига таъсирини аниқлашга ҳаракат қиламиз.
Бозор иқтисодиёти муносабатларига босқичма ‒ босқич ўтиш, тармоқлар иқтисодиётининг жадал ривожланиши ва унинг самарадорлигини таъминлашда инвестициялар катта иқтисодий ахамиятга эга. Бугунги кунда инвестицияларни бозор иқтисодиётига мослаштириш ва инвестицион фаолиятни бошқариш ўзгача ёндашишларни талаб этмоқда. Чунки, хўжалик юритишнинг замонавий йўлини танлаш инвестицион сиёсатни ҳам тубдан ўзгартиришни талаб қилади.
Бозор иқтисодиёти муносабатларини қарор топиши ва ривожланиши шароитида ишлаб чиқариш ва хизмат кўрсатишнинг турли тармоқлари ва соҳаларида банд бўлган хўжалик субъектлари, мамлакатда яратилган имконият ва шарт-шароитлардан келиб чиқиб, ўзларининг ривожланиш стратегиясига эга бўлади ва фаолият юритиш жараёнида у ёки бу даражадаги ўзгаришларга мослашишга ҳаракат қилади.
Бозор иқтисодиётига ўтиш даврида бўлган Ўзбекистонда тадбиркорлар ишчи, хизматчи ва деҳқонлар ҳисобидан вужудга кела бошлади. Бу ерда тадбиркорлар кичик бизнес билан шуғулланувчилардан, фермерлардан, томорқа хўжалиги соҳибларидан, хиссадорлик жамияти аъзоларидан, якка тартибда ишловчилардан иборат. Тадбиркорлик бозор иқтисодиётининг асосий таянчи, чунки у бозорга товарлар ва хизматларни мунтазам етказиб беради, бозордаги талабни тўлдиради.
Бозор иқтисодиёти муносабатларига босқичма – босқич ўтиш, тармоқлар иқтисодиётининг жадал ривожланиши ва унинг самарадорлигини таъминлашда инвестициялар катта иқтисодий ахамиятга эга. Бугунги кунда инвестицияларни бозор иқтисодиётига мослаштириш ва инвестицион фаолиятни бошқариш ўзгача ёндашишларни талаб этмоқда. Чунки, хўжалик юритишнинг замонавий йўлини танлаш инвестицион сиёсатни ҳам тубдан ўзгартиришни талаб қилади.
Мамлакатимиз саноат тармоқларини модернизациялаш яқин йилларда ва келгусида республикамизда ҳал қилинадиган энг устувор вазифалардан биридир. Ушбу устувор вазифани адо этиш саноат корхоналари олдига ишлаб чиқариш қувватларини янада ошириш, маҳсулот сифатини яхшилаш, бозор рақобатларига бардош бериш, ўз мижозларини кўпайтириш, улар олдидаги имижини кўтариш, шу асосда пировард натижада олинадиган фойдани янада кўпайтиришга имкон берувчи инновацион салоҳиятни юксалтиришга ҳамда у билан шуғулланишни зарурат қилиб қўймоқда.
Мақолада мамлакатимизда амалга оширилаётган солиқ ислоҳотлари ва уларнинг иқтисодий тараққиёт стратегиясини амалга оширишдаги аҳамияти хусусида фикр юритилган ва тегишли таклиф ҳамда хулосалар келтирилган. Таянч сўз ва иборалар: солиқ ислоҳотлари, солиқ юки, солиқ имтиёзлари, фойда солиғи, ягона солиқ тўлови, жисмоний шахслар даромад солиғи, акциз солиғи, мол-мулк солиғи.
At present, the development of the economy in Uzbekistan small business plays an important role. Formation of small market structures in all the sectors of the economy and the country meets the international economic trends and economic processes as in all countries of the world in the small business operates a very large number of small businesses in different profile in virtually all sectors. Currently, the economy of Uzbekistan simultaneously operate large and small enterprises, as well as the activities based on personal and family labor.
Рынок страховых услуг является одним из важнейших сегментов рыночной экономики, роль которого в социально-экономическом развитии государства трудно переоценить. Это мощный инструмент консолидирования инвестиционных ресурсов, обеспечивающих потенциал общественного развития. Обеспечение стабильности и прозрачности страхового рынка позволяет гарантировать непрерывное развитие экономики государства и общества в целом.
Мы должны хорошо осознавать, что без осуществления диверсификации производства нельзя вести речь о наращивании экспортной программы выхода и продвижения нашей продукции на внешние рынки, обеспечении поступления валютных доходов и создании новых высокотехнологичных производств и рабочих мест, в конечном итоге, достижении поставленных целей. В первую очередь, необходимо обеспечить опережающее развитие и адресную поддержку тех отраслей и производств, которые имеют и могут иметь высокую конкурентоспособность на мировом рынке и в предстоящий период могут стать локомотивами экономического роста, дальнейшей модернизации и диверсификации экономики. [1,с.3]
В современных условиях развития и эффективного использования природно-сырьевой базы Узбекистана, становится главным фактором роста экономики. Поэтому, платежи за пользование природными ресурсами в системе факторов реализации природно-ресурсной политики государства являются особо значимыми.
Условия формирования и развития рыночной экономики предполагают наличие тенденций рынка к саморегулированию и свободы выбора вида экономической деятельности для субъектов экономической деятельности, за исключением некоторых видов деятельности, которые остаются прерогативой государства (производство оружия, эмиссия денежной массы и т.д.). Несмотря на тенденции рыночной экономики к саморегулированию, любой рыночный контрагент нуждается в обеспечении гарантий своих прав и обеспечении безопасности своей деятельности со стороны закона, т.е. даже в условиях рыночной экономики возникает потребность во вмешательстве государства (антимонопольное регулирование, защита прав потребителей, урегулирование в судебном порядке споров о правоотношениях между субъектами экономической деятельности и т.д.).
Consequences of a global economic crisis were negatively reflected in a social and economic situation practically of all countries of the world, but in a different measure. In Russia they were shown especially painfully: according to preliminary data, in 2009 GDP was reduced by 8,5%, investments into fixed capital - for 17,6%, industrial production - for 15,4%. Estimates of the official forecast of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation concerning GDP growth during 2010-2012 vary depending on the change in price for oil: from 5,2% (in this case essential falling of economy in 2009 won't be overcome) to moderately optimistical 11,2% meaning an insignificant gain (2,2%) in relation to the level of 2008. Thus, average annual growth rates of GDP in 2008-2012 will make, at best, more than modest 0,7% that corresponds to stagnation or weak growth of economy.
Сфера труда - важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и ее непосредственное использование в общественном производстве. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах, то есть в общественном разделении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.
Региональная инвестиционная деятельность важна для становления национальной экономики. Подтверждением данного тезиса может служить то обстоятельство, что в Европейском Союзе (ЕС) в качестве необходимого условия успешного экономического развития рассматривают именно формирование и осуществление региональной инвестиционной политики. В течение последних лет в результате теоретических дискуссий и общественного признания новых идей по национальному технологическому и инновационному развитию важность региона как территориальной экономической единицы значительно возросла.
Разработка теоретических подходов к формированию в Республике Узбекистан эффективной системы налогообложения должна учитывать стратегические цели социально-экономического развития, направленные на стимулирование инновационной активности экономических агентов и переход к инновационному экономическому росту и повышению конкурентоспособности на мировых рынках. Национальная концепция налогообложения должна определять общий характер и особенности реформирования и совершенствования налоговой системы. Она представляет собой совокупность системных подходов, критериев, институтов и инструментов налоговых отношений, которые выявляются в процессе противоречивого взаимодействия интересов и мотиваций основных субъектов налоговой системы [1].
Инновационные университеты, деятельность которых вполне отвечает сегодняшним реалиям, стремятся выступать полноценными субъектами рыночных отношений. Поставляя на рынок услуги образовательной и научной деятельности, они пытаются взаимодействовать с иными его сферами. В самом деле, достоинство вузовского образования – это не только его качество, но и ориентация на рынок труда. Однако вузы, чья продукция во всем мире давно считается самым ценным и дорогим товаром, до сих пор не рассматриваются как субъекты рыночных отношений, в то время как современное производство, основанное на знании, формирует новый быстро меняющийся рынок образовательных услуг.
Мамлакатимизда хусусий тадбиркорлик тобора ривожланиб, бу йўлдаги карама-қаршиликлар ва муаммолар секин асталик билан ҳал қилиниб борилмокда. Бунинг асосий сабабларидан бири сифатида ўзбек тадбиркорлиги интенсив тадқиқотлар объектига айлантирилаётганлигини эътироф этиш мумкин. У асосан, иқтисодчилар, социологлар, тарихчилар, сиёсатчилар ва бошқа мутахассислар томонидан ўрганилмоқда. Бу тадқиқотларда замонавий ўзбек тадбиркорлиги ривожланиши билан боғлиқ тушунчалар ва феноменларнинг илмий жиҳатдан асосланиши бойитилиб, уларга нисбатан ҳар хил талқин беришга ҳаракат қилинган.
ижорат банкларининг барқарорлик даражасини экзоген ва эндоген факторлар орқали аниқланади. Банкларнинг кенг кўламда банкротликка учраши экзоген факторларга тўғри келади. Бу - мамлакат ёки ш худуддаги сиёсий ҳолат, умумиқтисодий ҳолат, молия бозоридаги аҳвол, хамкор - банкларнинг ишончлилиги, банк мижозларининг ишончлилиги. Агарда экзоген факторларнинг таьсири барқарор бўлса, у ҳолда банкнинг ҳолати эндоген факторларда аниқланади. Булар: банк стратегияси, ўз капитал маблағлари билан таьминланганлиги, кадрлар малакасининг даражаси, менеджмент даражаси ва унинг ички сиёсати.
Ҳар қандай корхона иқтисодиётда самарали ҳаракат қилиши учун ўзи маркетинг стратегиясини танлаб олиши лозим. Бунда корхонанинг имкониятлари бозор талабларига мувофиқлаштирилиб, маркетинг стратегияси бозорни тадқиқ қилиш ва истиқболини белгилаш, товар ва истеъмолчиларни ўрганиш асосида ишлаб чиқилади. Ушбу масалани амалда ечишни муаллиф тадқиқотларида кенг кўриб чиқилган.
Кез келген кәсіпорынның табысты жұмыс істеуі оның бастапқыда қабылдаған концепциясына байланысты. Концепция деген сөз латын тілінен аударғанда «әсер алу» деген мағананы білдіреді. Сонымен концептуалды мейрамхана дегеніміз қандай да бір идеяның айналасында соғылған өзіңдік жеке ерекшелігі бар мейрамханады айтады. Рестораторлардың айтуы бойынша егер мейрамхананың ешқандай идеясы болмаса онда ол мейрамхананың болашағы да жақсы болмайды.